Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце Жизнь

Погружаемся в московские эпохи на примере архитектурных проектов последних лет — жилого комплекса «Театральный дом» и комплекса апартаментов «Сады Пекина».

История московского Садового кольца связана с архитектурой русских усадеб эпохи позднего классицизма. Основная застройка здесь сформировалась в первой четверти XIX века и представляла собой комплекс отдельно стоящих дворянских домов, владельцев которых городские власти обязали устроить сады и палисадники — они и дали улице современное название. После революции 1917 года сады вырубили, а Садовое кольцо стали застраивать жилыми и общественными высотными зданиями.

Тем не менее отголоски старой Москвы сохранились здесь и сегодня: о ней напоминают уцелевшие усадьбы и бывшие доходные дома на Большой и Малой Никитских, Поварской улицах, вокруг Патриарших прудов и в переулках Арбата. Два из них — особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17 (архитектор Федор Шехтель) и дом Герцена на Тверском бульваре, 25 — упоминаются в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

© Пресс-служба «Галс-Девелопмент»

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

© Пресс-служба «Галс-Девелопмент»

Еще один знаковый дом был построен по проекту известного архитектора Николая Струкова на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и Хлебного переулков в 1893 году. Особняк в неоклассическом стиле когда-то служил частным театром — в начале прошлого века здесь располагалась экспериментальная студия Константина Станиславского, а после пожара в 1909 году бывшие студийные помещения полностью отдали под квартиры, которые сохранялись здесь вплоть до нулевых годов. На рубеже веков история замкнулась: в 2017 году компания «Галс-Девелопмент» провела масштабную реконструкцию здания по проекту ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Теперь вместо бывшего театра — элитный жилой комплекс «Театральный дом» на 129 апартаментов с подземным паркингом на 283 машино-места. Но память о дореволюционном прошлом здания сохранилась — и отнюдь не только в названии.

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

© Пресс-служба «Галс-Девелопмент»

Реставраторы расчистили кирпичную кладку, воссоздали исторические фасады дома, а внутренние стены украсили декоративными керамическим панно в стиле ар-нуво эпохи русского модерна (автор — архитектор Павел Андреев). Таким образом, каждая из восьми секций имеет собственный узнаваемый рисунок, отсылающий к сценическому прошлому здания — гению места. Единство стиля сохраняется и в интерьерах: входные группы украшают 72 репродукции афиш и картин Альфонса Мухи и Эдгара Дега — лучших театральных художников эпохи модерн.

Чтобы подчеркнуть преемственность, архитекторы использовали в оформлении входных групп дорогие благородные материалы: люстры в общественных зонах выполнены из богемского стекла, а дубовые двери украшены витражами. Эстетика задает и стиль жизни — размеренный, неторопливый и скрытый от посторонних глаз. Для ценителей старой Москвы и вечных ценностей, шутят архитекторы.

Как архитекторы сохраняют память о прошлом Москвы в проектах на Садовом кольце

© Пресс-служба «Галс-Девелопмент»

Если территория внутри Садового кольца сохраняет память о бывших дворянских усадьбах, то внешняя часть магистрали стала символом большого стиля 1930–1950-х годов, который воплощают многочисленные фасадные сталинки, высотки на Кудринской, Смоленской-Сенной и площади Красные Ворота, а также здание гостиницы «Пекин» на пересечении Садового кольца и 2-й Брестской улицы. В рамках реконструкции последней компания «Галс-Девелопмент» в 2016 году построила на внутренней территории отеля элитный комплекс апартаментов «Сады Пекина» — отсылка к бывшим здесь когда-то садам: два 13-этажных монолитных корпуса на 352 апартамента и шестиэтажное офисно-административное здание, где авторы проекта по-новому переосмысляют наследие монументальной архитектуры, делая ее более мягкой, гибкой и человечной.

Главная особенность объекта — собственные сады, которые занимают весь внутренний двор комплекса и крыши домов (соединенные с пентхаусами). Последние превращены в огромные террасы с зонами отдыха, живыми растениями и шезлонгами, откуда открывается панорамный вид на Кремль, храм Христа Спасителя и «Москва-Сити». Современная архитектура и расположение в центре города привлекают сюда другую публику — молодую, активную, динамичную. Неслучайно основной костяк обитателей «Садов Пекина» — поколение 40-летних предпринимателей, собственников бизнеса, высококвалифицированных специалистов. Для них здесь создан «город в городе» или «сад в городе»: жители могут пользоваться инфраструктурой гостиницы, а также собственными магазинами, кафе, спортклубом и офисным центром. В пяти минутах ходьбы от комплекса на Садовом кольце расположены главные культурные площадки: концертный зал им. Чайковского, театры Сатиры, Моссовета и «Практика», сад «Эрмитаж» и Патриаршие пруды — так от Москвы настоящего до Москвы прошлого можно пройти пешком и выбрать нужную точку на карте. 

Источник

Оцените статью
ЛайфЭкспресс
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: